Тема "Марание"
Первая фаза
Новорожденный Человек - исследователь, испытатель с широко открытыми глазами, познающий мир. Первые изображения - это настоящее волшебство, это появления на поверхности следов маленького человека.

С точки зрения физиологии Человек только начинает овладевать свои телом, учится им управлять. И вот приходит момент первого знакомства с "художественными материалами" - чаще всего это не краски и кисти в традиционном понимании этого слова, это то, что может оставить "след".
"Марание" или "хаотичные каракули"– самая первая стадия доизобразительной деятельности у человека. Возраст: от рождения до 1- 1,5лет.

Первые изображения - это случайные метки, возникающие спонтанно.
В этот период нет никакого понимания об изображении, только чистый поток действий. И это важно и нужно поддерживать – это путь чистого творчества в познании мира через образ.
Человек начинает исследовать возможности: пробовать, чувствовать, ощущать, созерцать. В этот период особенно остро включены все модальности. Есть неразрывная связь ощущений и чувственного опыта: оставить следы, пробовать на вкус, ощущать запах, исследовать Мир "кончиками пальцев" и всем "телом".
Где я и где начинается Мир? -осознание границ размыто - Я есть Мир?!

Восприятие. Постепенно начинают дифференцироваться контрастные ощущения, термальные свойства : холодно и горячо, состояния жидкое и твердое, цвета яркие и контрастные. Изображения вначале размыты, фокусировка и резкость восприятия настраивается со временем.
Чем отличается этот этап?

- спонтанные изображения, хаос, эксперименты, следы, каракули

- случайные метки, которые представляют собой отпечатки, прерывающиеся мазки, слегка закругленные следы , проведенные с неконтролируемым нажимом

- чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии

- рисунки выходят за пределы поверхности, так как ребёнок ещё не осознаёт границ - рисунок может продолжаться на столе или другую поверхность где лежит лист/планшет

- не важен цвет, только тон. Как правило дети выбирают максимально контрастные к фону цвета (чёрным по белому и наоборот)
Что важно для взрослого?
- Важно прожить: намазюкаться, измазюкаться вдоволь и насладиться.
- На чем? чем? как?

- Осознать, прочувствовать и зафиксировать, где напряжение или страхи (например, раскрасить лицо, волосы, все тело - страх испачкаться, испачкать что-то или кого-то, чрезмерная чистоплотность, брезгливость или наоборот).

- Начать развивать чувство цвета и тона: на этой фазе важен один/два цвета для эксперимента - понятия тёмное и светлое (темнее / светлее, ярче/ блеклее).

Что важно в контакте с детьми для родителя, педагога?
- Сформировать вокруг ребенка пространство для эксперимента, обеспечить всем необходимым, поддержать игривый настрой и шалость.
Важно начать формировать безоценочный словарь своих ощущений и действий.

Негативные клеше: "испачкать", "замарать", "измазюкать", "заляпать", "наследить", "загрязнить".
Позитивное отношение: "каляки-маляки", "каракули", "следы".

Задание: записать свои негативные штампы из детства и то, что сейчас применяем в жизни.
Начать формировать словарь позитивного настроя и поддержки внутреннего Творца.
Задание урока 1.
Делаем от трёх разных черно-белых абстрактных композиций, используя органические жидкие (полужидкие) красящие вещества.

Условия.
Использовать контрастные сочетания: чёрный фон + белый цвет и белый фон + чёрный цвет.
Задание урока 2.
Поэкспериментировать с техникой: что? чем? на чем? как?
- Сфотографировать.
- Описать свои ощущения, каждый раз отвечая на несколько основных вопросов:
на чем? что? чем? Как? В каком состоянии? что понравилось, что было сложно, хотелось ли продолжить или закончить?
Что рисуем?
- отпечатки (следы) без ассоциаций /хаотичные / спонтанные.
Чем рисуем?
Телом, вспоминаем анатомию человека:
1) руки пальцы/подушечки/тыльная сторона/ локоть /ладошки/ всей рукой
2) ноги/пальцы ног/стопы/колени/бедра
3) туловище
4) голова / части лица
На чем рисуем?
Используем разные поверхности: традиционные художественные (бумага, картон, ткань и т.п.) и другие подходящие фактуры (пластик, стекло, металл).

- выход на большие поверхности, которые можно марать без последствий органическими красками (например, ванна, зеркала, кафель и т.п.).

- большие бумажные поверхности (ватманы/ обои в рулонах)
"Проказничаем" и "шалим", но в специально подготовленных условиях. Вспоминаем себя в детстве - чем больше, тем интереснее.
В каком состоянии рисуем?
Что-то добавляем или наоборот убираем в сенсорных системах (органы чувств)
- с закрытыми глазами / с одним закрытым
- под музыку
- под запахи
- меняя положения тела (вверх тормашками / под углом / за спиной /стоя/ лёжа)
- рабочей рукой и нерабочей (если правша, левой)

И ещё раз :
Важно !
На этой стадии нет границ - рисунок выходит смело за пределы поверхности. Чем больше, тем больше пространство для экспериментов. Отдавайтесь процессу смело без продумывания каждого шага.
Нет симметрии и закономерности - рисунок это хаос /абстракция / без смысла и даже намёка на смысл или упорядоченность - свободное выражение.
Раздел 1. Подготовка.

Материалы к уроку - органические краски двух цветов:
1) "белый" - сметана, сливки молочные, йогурт или аналог не на молочной основе - сливки кокосовые.
2) "чёрный" - шоколад, какао или аналог тёмного цвета - кэроб (производится из стручков рожкового дерева).

Состояние материала - жидкое (полужидкое).
Подготовьте бумагу контрастных цветов для эксперимента. Белые и черные листы в достаточном количестве, маленького и большого формата, можно разной фактуры.

* "Пластичные уголки" - прием, который можно использовать для "заготовок" из бумаги.
Раздел 2. Тема: Разминка.

Для разминки нам не пригодится бумага. Чтобы попробовать "замараться" и "замарать" поверхность, возьмите фрагмент пластика или стекла размером А4-А3 и более (только аккуратно!). Можно использовать полиэтиленовую плёнку, поднос, плоскую тарелку. Что-то гладкое, с чего вы легко сможете смыть сливки и пробовать снова и снова.
И просто начните: окуните пальцы в сливки и оставьте первый отпечаток. Сделайте несколько разных вариантов отпечатков, смойте, сделайте ещё и еще.
- Понаблюдайте за своей реакцией на сам процесс.
- Понаблюдайте за формой отпечатков.
- Понаблюдайте за свойствами «краски».

Зафиксируйте свои наблюдения.
Раздел 3 Марание "Сливки."

Посмотрите иллюстрации к первым упражнениям. Здесь мы используем чёрный фон и белую краску – "сливки". В качестве инструмента для рисования выступают наши руки, разные их части (пальцы, ладони, кулаки), лицо и ноги, конечно и всё, что вы сможете намазать сливками.

Приготовьте заранее чёрные листы бумаги, можно небольшого размера для упражнений. Вы уже успели сделать несколько разминочных отпечатков, и теперь можно смело творить! Поочередно пачкайте различные части тела и оставляйте отпечатки. Начните с самых простых и с каждым новым становитесь смелее.

Как рисуем?
- как штампом: взяли краску, оставили отпечаток.
- последовательно в несколько действий: например, перебирая пальцами одной руки, потом второй, подключая разные части тела.
- в движении: подкручивая, поворачивая, перебирая, щёлкая, промокая многократно.
- одновременно: например, рука и нога, все пять пальцев.
- в один слой и в несколько: эффект "лессировки" - последовательного нанесения слоёв, сначала первый слой он подсох, после него второй и так далее.

Помните про границы? Делайте отпечатки на одном или двух листах сразу. На листе и столе. На полу. Не задумывайтесь о том, что вы делаете, просто получайте удовольствие от исследования.

Упражнение 1. "Сливки" - Отпечатки пальцем.
Наносим сливки на палец – и оставляем отпечаток на бумаге.

Упражнение 2. "Сливки" - Отпечатки кончиками пальцев.
А теперь только самые кончики пальцев окунаем в сливки, здесь чем меньше площадь покрытия, тем интереснее след.
Упражнение 3. "Сливки" - Отпечатки перекрещенными пальцами обеих рук.
Две руки - это уже композиция! Тыльные стороны пальцев мажем сливкми, переплетаем пальцы и делаем отпечаток.
Упражнение 4. "Сливки" - "Отпечатки пальцев в пучке".
Представьте, что вместо сливок - соль, возьмите "щепотку" и оставьте сложный отпечаток словно "по шагам".
Упражнение 5. "Сливки" - "Отпечатки тыльной стороны руки".
Множество неровностей сделают такой отпечаток фактурным, многослойным, непредсказуемым.
Упражнение 6. "Сливки" - Отпечатки кулаком.
Можно обмакнуть кулак в сливки или намазать сливки на кулак. Отпечатки с кулака можно оставлять любой стороной – каждый получается уникальным.
Упражнение 7. "Сливки" - Отпечатки кулаком ("шмяк").
Вот тут можно пошалить. Сначала наливаем сливки на бумагу – потом шлёпаем по лужице кулаком. Особые ощущения - оказаться испачканными.
Упражнение 8. "Сливки" - "Абстракция".
Творите! Знаете чем прекрасны эти эксперименты? Здесь нет «техники» и «приёмов», которым нужно обучать. Всё, что нужно –ваша свобода, желание и немного вкусной краски.
Упражнение 9 ."Сливки" - Лицо.
Постепенно переходим к новым частям тела и более смелым исследованиям.
Теперь Вы готовы?
Раздел 4. Марание сливками - примеры композиций.

Когда вы сделали несколько смелых экспериментов и отпечатали на бумаге максимальное количество следов, самое время "измазаться" целиком и "написать" большую картину.
Для композиционных экспериментов возьмите большой лист чёрной (коричневой, тёмно-синей) бумаги, расположите её на полу или на стене так, чтобы не бояться испачкать что-то ценное, приготовьте немного воды, чтобы вытирать излишки, если это понадобится.

Творите и помните: всё что нужно – ваша свобода, желание, немного вкусной краски!

P.S. Обратите внимание на фотографии - примеры. А что если превратится в кисточку, а всё вокруг - огромный холст, Попробуйте отдаться этому состоянию и послушать свои внутренние ощущения.

Раздел 5. Шоколад.

От белой краски переходим к тёмной. Самый сладкий материал для рисования – шоколад (можно использовать кокао или кэроб). Плитку шоколада необходимо растопить, чтобы получился жидкий краситель. Если хотите более жидкую консистенцию, можно разбавить шоколадную массу водой или молоком.
Попробуем в упражнениях с шоколадом постепенно двигаться от простых отпечатков к более смелым, сложным и динамичным экспериментам.
Сразу посмотрите фотографии и видео к ближайшим упражнениям. Практически мы повторяем всё то, что уже делали со сливками, но обращаем внимание, что шоколад немного другой консистенции, а значит и его изобразительные возможности отличаются от сливок. Попробуйте оставлять отпечатки «со смещением». К примеру, делая отпечаток пальца, сдвиньте его немного, словно пытаетесь скрыть свои отпечатки. Шоколадная масса очень живая и подвижная, это позволяет создавать красивые каракули.
Упражнение 1. "Шоколад" - Отпечатки пальцев.
Добавим движения в наши рисунки.
Упражнение 2. "Шоколад" - Отпечаток руки.
Неожиданные ракурсы и сочетания, исследуем фактуру материала.
Упражнение 3. "Шоколад" - Отпечатки руки.
Сделаем несколько отпечатков, чуть меняя положения пальцев руки.
Упражнение 4 "Шоколад" - Отпечатки ладошки.
Добавим движения и спонтанности в наши рисунки.
Упражнение 5. "Шоколад" - Статичность в отпечатках пальцев.
Почувствуйте, как ведет себя материал в статике, обратите внимание , как меняется восприятие контуров и наполнение форм.
Упражнение 6. "Шоколад" - Ладошка в движении.
Выдержите паузу и, когда материал чуть зафиксируется, начните движение. Понаблюдайте, какое возникает неожиданное сочетание фактур с разными свойствами: густая , вязкая, темная и более жидкая, полупрозрачная.
Упражнение 7. "Шоколад" - Ладошки. Как добавить новизны?
В какой-то момент вам захочется добавить эффект новизны в деятельность, подогреть интерес к происходящему - это время для новых экспериментов.
Что произойдёт, если «порисовать» тёмным шоколадом на чёрной бумаге? А если одновременно на чёрной и белой? А если одновременно шоколадом и сливками?
Упражнение 8 "Шоколад" - Ладошки, трафарет.
Новая задача. Эффект «трафарета».
Обратите внимание, что во всех предыдущих упражнениях мы использовали своё тело или его части в качестве кисти. Но что, если вывернуть всё наоборот и создать из себя трафарет. Положите руку на лист бумаги ладонью вниз. Прижмите ладонь к листу. Лейте, брызгайте, капайте шоколад сверху так, чтобы всё вокруг вашей руки и она сама стали хаотично замараными. Немного подождите и поднимите руку от листа. А чтобы красота, получившаяся на тыльной стороне ладони не пропала, можно сделать ещё один стильный отпечаток!
При возможности фотографируйте результат, снимайте видео и промежуточные стадии "марания" - это важно для того, чтобы фиксировать новые и интересные идеи.
Упражнение 10 "Шоколад" - Ноги.
Отпечатки шоколадных ног – это не только внезапно, но и полезно. Наверняка вы знаете, что в ступнях сосредоточено множество нервных окончаний, любая работа с босыми ногами – массаж. Когда мы оставляем ногами шоколадные отпечатки, мы одновременно стимулируем множество точек, помогающих нам быть здоровыми, активными и поддерживать хорошее настроение!
Исследуйте "следы", обратите внимание на многогранность и неожиданные проявления "живого" материала.
Упражнение 11. "Шоколад" -"Клякса" и "Взрыв".

Плесните небольшое количество шоколада из стаканчика на бумагу так, словно стакан опрокинули. Резкие брызги создают яркий динамичный рисунок, просто разлетаясь по бумаге и столу - везде, куда долетят.

Если вас не пугают кляксы, значит "шоколадный взрыв" – это то, что вам нужно! Больше хаоса, больше свободы. Вспомните ребёнка, сидящего за столом, радостно шлепающего руками по тарелке с кашей. Вспомнили? Приступайте.
Здесь нам точно понадобятся от 2 и более листов, чтобы не сдерживать эмоциональные творческие порывы.
Упражнение 12. "Шоколад" - "Клякса микс шоколад и сливки".

Что будет, если к шоколадной кляксе добавить белую-сливочную? Получится что-то очень вкусное! Что-то очень динамичное – ведь у нас появился тоновый контраст в самом рисунке – чёрное и белое создают яркое абстрактное движение.
Упражнение 13. "Шоколад" - Шоколадные губы.
Это бонус для сладкоежек и, пожалуй, один из самый эффектный среди отпечатков. Пришло время соединить самые увлекательные моменты - сочетание контрастов, фактур, статики и движения, простоты и насыщенности в образах.
Упражнение 14. "Шоколад" - Шоколадный портрет.
Шоколадный портрет - это отпечаток "шоколадной" маски на бумаге.
Вкусная маска из шоколада оказывает чудесное действие на вашу кожу. Вот несколько чудодейственных рецептов:

ДЛЯ СУХОЙ КОЖИ
1. Оливковая: Шоколад растопить (2 столовые ложки), смешать с оливковым маслом (чайная ложка), маску наносить охлаждённой.

ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ КОЖИ
2. Классическая: Шоколад растопить (столовую ложку) разбавить холодной кипячёной водой до сметанообразного состояния.
3. Апельсиновая: Растопленный шоколад (столовая ложка) смешать со свежим апельсиновым соком (2 столовые ложки) и овсяными хлопьями (столовая ложка).
4. Яблочная: Растопленный шоколад (столовая ложка) смешать с натёртым на мелкой тёрке сладким яблоком (столовая ложка).

ДЛЯ ЖИРНОЙ КОЖИ
5. Фруктовая: Растопленный шоколад (столовая ложка) смешать с фруктовой мякотью (столовая ложка), добавить лимонный сок (чайная ложка).
В качестве фрукта или ягоды можно взять кислое яблоко, вишню, клюкву или красную смородину.
6. С глиной: Шоколад растопить (2 чайные ложки), охладить и смешать с белой глиной (2 чайные ложки) и овсяными хлопьями (2 чайные ложки). До густоты разбавить остывшим зелёным чаем.
7. Лимонно-апельсиновая: В растопленный шоколад (столовая ложка) добавить по чайной ложке апельсинового и лимонного соков.

ДЛЯ УВЯДАЮЩЕЙ КОЖИ:
8. Комплексная:
Натереть шоколад на мелкой тёрке (столовая ложка), смешать с овсяной мукой (столовая ложка), растопленным мёдом (чайная ложка) и сливками (2 столовые ложки).
* Если в рецепте используется горячий шоколад, маска перед нанесением должна остыть.
Как сделать шоколадный портрет?

1 шаг. Подготовьте шоколадную массу в достаточном количестве.
Вы можете добавить чуть сливок, чтобы получить более светлый цвет основы.

2 шаг. Нанесите равномерным слоем шоколад на лицо. Пусть шоколадная маска закроет уши и чуть попадет на волосы - это даже добавит интересных эффектов.

3 шаг. Оставьте отпечаток вашего профиля или сделайте целую композицию из разных частей.



Упражнение 15. Смелые каракули - "Сливки" и "Шоколад".
Пришло самое время для неожиданных экспериментов!
Используйте бумагу контрастных цветов и большого формата. Всё вокруг вас - вновь превращается в огромный холст. Попробуйте отдаться этому состоянию и прослушайте все свои внутренние ощущения.
Упражнение 16. "Смелые каракули - исследуем Мир".
Чтобы исследовать большие масштабы, найдите максимально большую и удобную поверхность для экспериментов. Ванна, стекло или зеркало - желательно гладкую, с которой легко можно смыть живые краски и пробовать снова и снова.
Оставляйте отпечатки, кляксы, шлепки разными частями тела! Это Ваш и только Ваш опыт.
Смелее - "проживите" фазу "марание" с удовольствием!
6 Раздел : Art Book - наполняем "Событиями"

Мы начинаем наполнять заполнять наш Art Book - "хранилище" самых приятных и ярких моментов творчества из фотографий, «счастливых» зарисовок, художественных работ, желаний и мечт.
Первый раздел - это первая фаза пробуждения и зарождения творчества. Соберите все яркие моменты, сделайте фотографии ваших работ. Как Вы зафиксируете Ваши ощущения на его страницах? Мы начинаем формировать безоценочный словарь своих ощущений и действий - какое место вы выделите для него
Наслаждайтесь новыми ощущениями!
Приятного творчества!